БНТУ (Белорусский национальный технический университет), АТФ (автотракторный факультет), кафедра ДВС (двигатели внутреннего сгорания). Дипломный проект на тему "Дизельный двигатель для колесного трактора с номинальной тягой 16 кН". Минск, 2007.
В данном проекте проведены расчеты и разработаны вопросы в соответствии с выданным заданием.
В ходе тягового расчета была определена необходимая мощность тракторно-го двигателя исходя из условий движения тракторного агрегата по горизонтальной поверхности с учетом возможной перегрузки. Она составляет 80,2 кВт.
Был проведен тепловой расчет и получены основные показатели рассматри-ваемого двигателя, а также динамический расчет с целью определения суммарных сил и моментов, возникающих от давления газов и сил инерции. Результаты расчета изображены на листе №1. Полученные значения находятся в допустимых пределах и могут использоваться при расчете деталей двигателя на прочность и износ.
Приведено описание основных деталей, механизмов и систем проектируемо-го двигателя, обосновано размещение их на двигателе.
Для двигателя применена рядная компоновка (лист №2). К.Ш.М. Блок ци-линдров - жесткая чугунная отливка. В вертикальных расточках блока установлены четыре съемные гильзы из спецчугуна. Головка цилиндров - это чугунная отливка, во внутренних полостях которой имеются впускные и выпускные каналы, закры-ваемые клапанами. Поршни, отлиты из алюминиевого сплава (АЛ-25) с чугунной упрочняющей вставкой под верхнее компрессионное кольцо, поршневые кольца с хромовым и молибденовым покрытием боковых поверхностей изготовлены из серо-го чугуна (СЧ-20), поршневой палец из хромоникелевой стали (12ХН3А), азотиро-ванный или упрочненный индукционной закалкой коленчатый вал (сталь 40ХН). Установлен верхнеклапанный механизм газораспределения с нижним расположени-ем распределительного вала. Система смазывания комбинированная, с мокрым кар-тером. В системе выпуска в отличие от базового варианта применено устройство для очистки от сажи отработавших газов и уменьшения шума дизельного двигате-ля. Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Применен вентилятор, отлитый из пластмас-сы. Есть электрофакельное устройство подогрева воздуха.
Тема спецзадания дипломного проекта «снижение дымности ОГ». График зависимости дымности от УОВТ и от давления впрыска показан на листе № 6, а на листе №7 изображена конструкция муфты опережения впрыска, применяемой на тракторных дизелях для корректирования угла начала подачи топлива в зависимости от оборотов. Приведены наиболее перспективные направления по снижению дым-ности и токсичности ОГ дизелей. В настоящее время все большее внимание уделя-ется снижению дымности и токсичности ОГ автомобильных и тракторных дизелей путем применения в их выпускной системе современных окислительных нейтрали-заторов. Для развития методов снижения токсичности дизелей с турбонадду¬вом представляют интерес электронные системы наддува.
Произведен расчет на прочность основных деталей и расчет систем двигате-ля, из которого следует, что прочность деталей двигателя достаточна для выработки его моторесурса, а материал деталей подобран с учетом необходимости снижения себестоимости двигателя.
Был проведен патентный поиск листы № 4, № 5 и анализ литературных ис-точников.
В дипломном проекте приведены технико-экономические показатели двига-теля (лист №11).
Спроектирована технология производства шестерни привода масляного на-соса с экономическим обоснованием лист №№ 8, 9, 10.
В проекте освещены вопросы охраны труда, производственной санитарии, электробезопасности и техники безопасности в испытательном цеху