Белорусский национальный технический университет (БНТУ), кафедра Автомобили, дипломный проект, 2019 г.
Дипломный проект по теме «ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ-ФУРГОН КОЛЕСНОЙ ФОРМУЛОЙ 6×2 ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 14 ТОНН. ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА С СИСТЕМОЙ ЭЛЕКТРОННОГО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ПОЛА ГРУЗОВОЙ ПЛАТФОРМЫ»
Объектом разработки является грузовой автомобиль-фургон колесной формулой 6×2, грузоподъемностью 14 тонн.
Цель проекта: разработка компоновочной схемы и задней подвески грузового автомобиля с системой электронного контроля уровня пола грузовой платформы.
В процессе проектирования выполнены следующие разработки: компоновочная схема основных узлов грузового автомобиля-фургона, задняя пневматическая подвеска с системой электронного контроля уровня пола грузовой платформы.
Элементами практической значимости полученных результатов является повышение долговечности пневматической подвески автомобилей, а также улучшение эксплуатационных свойств.
Областью возможного практического применения являются грузовые автомобили различной грузоподъемности, автобусы различной вместимости и легковые автомобили представительского класса.
Результатами внедрения явились повышение ресурса работы пневматической подвески, уменьшение времени и затрат на её техническое обслуживание.
Исполнитель подтверждает, что приведенный в дипломном проекте расчетно-аналитический материал объективно отражает состояние разработанного объекта, все заимствованные из литературы и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 7
1 КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ 8
1.1 Анализ компоновочных схем современных грузовых автомобилей 8
1.2 Анализ конструкций подвесок современных грузовых автомобилей 17
1.3 Информационно-патентный обзор материалов по теме проекта 30
1.4 Выбор и обоснование компоновочной схемы грузового автомобиля 50
1.5 Выбор и обоснование компоновки основных агрегатов и систем 51
1.6 Определение и обоснование размерных и массовых показателей 52
1.7 Тягово-динамические и топливно-экономические расчеты 54
1.7.1 Определение основных параметров автомобиля 54
1.7.2 Построение внешней скоростной характеристики двигателя 58
1.7.3 Оценка тягово-скоростных свойств автомобиля 61
1.7.4 Топливная экономичность автомобиля 80
1.8 Расчет задней подвески грузового автомобиля 84
1.8.1 Обоснование и выбор конструкции подвески с системой электронного контроля уровня пола грузовой платформы 84
1.8.2 Выбор и расчет основных параметров проектируемого узла 86
1.8.3 Построение упругой характеристики подвески 89
1.8.4 Расчет деталей подвески на прочность 95
1.8.5 Выбор и расчет амортизаторов 97
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 103
2.1 Назначение и условия работы детали в сборочной единице 103
2.2 Выбор типа производства 104
2.3 Анализ базового варианта технологического процесса с обоснованием замены оборудования на более современное и прогрессивное 106
2.4 Расчет технической нормы времени 113
3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 115
3.1 Исходные конструктивные решения проектируемой машины 115
3.2 Оценка затрат при производстве проектируемой конструкции 115
3.3 Определение затрат при эксплуатации базовой и проектируемой конструкции 116
3.4 Расчет экономической эффективности проектного решения 125
4 ОХРАНА ТРУДА 137
4.1 Потенциально вредные и опасные производственные факторы 137
4.2 Метеорологические факторы 140
4.3 Производственное освещение 141
4.4 Шум и вибрация 142
4.5 Электробезопасность 144
4.6 Пожарная безопасность 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 150
ПРИЛОЖЕНИЕ А 155 (спецификация Грузовой автомобиль компоновка)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 157 (спецификация Задняя подвеска)
ПРИЛОЖЕНИЕ В 160 (маршрутная карта)