Белорусско-Российский университет
кафедра Техническая эксплуатация автомобилей
курсовой проект по дисциплине "Основы научных исследований и инновационной деятельности"
а тему: "Оптимизация работы зоны Д-2 грузового парка на 175 автомобилей ЗиЛ-431410"
Могилёв 2017
Построение концептуальной модели
Основной общей задачей моделирования является оптимизация работы зоны Д-2 грузового парка на 175 автомобилей ЗиЛ-431410. Такую оптими-зацию можно осуществить различными путями:
- путем оптимизации затрат на обслуживание, которые определяются такими факторами, как оснащение оборудованием, экономичность использу-емого оборудования и другими;
- путем повышения пропускной способности участка, характеризуемой средним временем обслуживания, средним временем ожидания в очереди и другими показателями.
Для реализации задачи моделирования целесообразнее всего использо-вать систему массового обслуживания (СМО). С ее помощью мы сможем установить зависимость между входным потоком заявок, производительно-стью системы и успешностью ее функционирования.
Так как при моделировании будем использовать СМО, то при решении задачи необходимо:
- сформировать поток входных данных;
- провести с помощью ЭВМ эксперимент при различных входных дан-ных, характеристиках системы;
- получив результаты эксперимента (выходные данные), провести регрессионный анализ, т. е. получить аналитическую зависимость;
- оценить адекватность полученной модели;
- произвести экономический расчет при различном числе рабочих по-стов и выбрать оптимальное число постов
В ходе курсовой работы было выполнено моделирование работы зоны Д-2 грузового парка на 175 автомобилей ЗиЛ 431410.
В первом разделе была разработана концептуальная модель, а именно, была поставлена задача моделирования, проанализирована задача, выбрана исходная информация о системе, а также были определены параметры и пе-ременные модели системы. Также было установлено содержание модели, обоснованы критерии моделирования.
Во втором разделе приведен алгоритм соответствующей модели.
В третьем разделе было произведено кодирование входных величин модели и составлена матрица спектра плана. Затем было произведено моде-лирование с помощью программы simsim.exe. Результаты моделирования представлены в этом же разделе. Также была рассчитана регрессионная мо-дель и составлены уравнения регрессии для двух выбранных факторов, вли-яющих на поведение системы. Также были проверены на значимость коэф-фициенты уравнений регрессии. После этого была проведена проверка по-лученных моделей на адекватность. Проверка показала, что одна получен-ная модель является неадекватной.
В четвертом разделе с помощью моделирования было установлено оптимальное количество постов Д-2, при котором суммарные затраты ми-нимальны. Это количество равно 1 пост. При этом удельные затраты соста-вили 19,51 у.е.
Содержание
Введение……………………………………………….…………….........................4
1 Построение концептуальной модели …..…...…...................................................5
1.1 Постановка задачи моделирования…….....……………………….…………...5
1.2 Анализ задачи моделирования………………..…...…………….……………..5
1.3 Исходная информация, характеризующая поведение системы .……...…..…9
1.4 Определение параметров и переменных моделей ……………..………........10
1.5 Установления основного содержания модели..............……………..….…....12
1.6 Обоснование критериев моделирования и проверка достоверности
концептуальной модели.............……..…..…………………………………..…....13
2 Алгоритмизация модели системы.....….……………………………….…..…...16
2.1 Построение логической схемы работы зоны Д-2............................................16
2.2 Выбор вычислительных средств ……………………………..……….....…...18
3 Регрессионный анализ работы системы ……………………….…...……..…...19
3.1 Результаты вычислительного эксперимента ………….……………….….....19
3.2 Оценка значимости коэффициентов уравнения регрессии…….…………...21
3.3 Оценка адекватности математической модели ……….....…….………….....25
4 Оптимизации производственного процесса зоны Д-2.…………………..........29
Заключение………………………………………………………..……………......35
Список литературы…….………………………………………………...………...36