Новосибирский государственный технический университет
Кафедра Технологии Машиностроения
Курсовой проект по дисциплине: «Система, технология и организация сервисных услуг»
тема: «Разработка технологического процесса ремонта коробки передач автомобиля и приспособления для снятия подшипника первичного вала ЗИЛ 130»
Новосибирск 2015
В процессе эксплуатации автомобиля его рабочие свойства постепенно ухудшаются из-за изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются отказы и неисправности, которые устраняют при техническом обслуживании (ТО) и ремонте. При длительной эксплуатации автомобили достигают такого состояния, когда их ремонт в условиях АТП становится технически невозможным или экономически нецелесообразным. В этом случае они направляются в централизованный текущий или капитальный ремонт (КР) на авторемонтное предприятие (АРП).
Ремонт представляет собой комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий и их составных частей. В настоящее время такое понятие как "ремонт" подразделяется на: текущий ремонт, средний ремонт, капитальный ремонт, плановый ремонт, неплановый ремонт, регламентированный ремонт и ремонт по техническому состоянию. Каждый из данных видов ремонта играют важную роль в поддержании подвижного состава в технически исправном состоянии, а также положительно сказывается в экономическом плане (низкая стоимость проведения ремонта и сокращение простоя подвижного состава и т.д.).
В настоящее время существует очень большое количество специализированных учреждений, которые осуществляют подготовку специалистов по ремонту и обслуживанию подвижного состава. Создаются научные центры, крупные предприятия по выпуску автомобилей. Привлекаются и иностранные специалисты для обмена опытом по созданию автомобилей и оказанию ремонта, а также по совместной разработке организации ремонта.
Дальнейшее эффективное развитие АРП базируется на идеях и принципах, которые порождаются интеграционными процессами заводов-изготовителей новой техники с предприятиями, выполняющими услуги по централизованному ТО и ремонту этой техники.
2.Служебное назначение и особенности устройства коробки передач ЗИЛ 130
Коробка передач служит для изменения крутящего момента по величине и направлению и длительного отсоединения двигателя от трансмиссии.
Необходимость изменения крутящего момента возникает в связи с изменением условий движения. При трогании с места или при движении на подъем к ведущим колесам, должен быть подведен большой крутящий момент, чем при равномерном движении по горизонтальному участку дороги. Изменение крутящего момента достигается при помощи зацепления пар шестерен различным числом зубьев. Отношения числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни, называется передаточным числом пары шестерен. Если в передаче участвовали несколько пар шестерен, то передаточное число такой передачи определяется как произведение передаточных чисел каждой пары шестерен.
Для получения заднего хода, между ведущей и ведомой шестернями вводится промежуточная, изменяющая направление вращения ведомой шестерни. Разъединение двух участвующих в передаче шестерен ведет к выключению передачи и отсоединению двигателя от трансмиссии.
Коробку передач автомобиля ЗИЛ-130 (Рис.1) завод начал выпускать с апреля 1961 г. Коробки передач автомобилей ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131 и их модификаций имеют небольшие конструктивные отличия от коробки передач автомобиля ЗИЛ-130.Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 трехходовая, пятиступенчатая, со всеми шестернями, находящимися в постоянном зацеплении, кроме шестерен первой передачи и заднего хода. Коробка снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 укомплектована ручным тормозом барабанного типа. Коробка передач без ручного тормоза с измененной крышкой и с дополнительными рычагами управления раздаточной коробкой и передним ведущим мостом предназначена для установки на трехосные автомобили ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131. В коробках передач трехосных автомобилей привода спидометра нет, так как он устанавливается в раздаточной коробке.
Различные модификации коробок передач отличаются шестернями 19 и 21 привода спидометра, рассчитанными на определенное передаточное число заднего моста. С третьего квартала 1967 г. устанавливают передний подшипник ведомого вала коробки передач с сепаратором вместо игольчатого подшипника. В связи с этим конструктивно изменена шейка ведомого вала под подшипник и гнездо под подшипник в ведущем валу, а также устранено стопорное кольцо.
Для исключения попадания воды в коробку передач при преодолении брода на автомобиле ЗИЛ-131, рычаг переключения коробки передач уплотнен резиновым чехлом со стяжными хомутами; поверхность картера коробки передач, прилегающая к картеру сцепления, а также крышка коробки, крышка люков и крышки подшипников уплотнены специальной пастой (ВТУ МХП
3336—52). Внутренняя полость коробки сообщается с атмосферой через вентиляционную трубку (САПУН) -61.
При всех работах, связанных со вскрытием и разборкой коробки передач, сборку производить с применением указанной уплотняющей пасты.
Все коробки передач имеют заводской порядковый номер, который выбит на верхней правой бобышке картера коробки передач.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ………………………….……………………………………….…….2
2. Служебное назначение и особенности устройства коробки передач 3
3. Дефектовка деталей КПП ЗИЛ 130 7
4. Процесс ремонта и разборки КПП ЗИЛ 130 11
5. Описание приспособления и принципа его работы ………...………………20
6. Расчет параметров приспособления ……..…………………………………..21
7. Система контроля биения подшипников ………….. …………………….…28
8. Вывод ………………………….………………………………………………29
9. Технологическая карта разборки КПП………..…….………….……………30
10. Сборочный чертеж съемника подшипников КПП….………...….………..31
11. Спецификация………………………………………………... ………...…...32
12. Список литературы………………………………………………. …….…...33
все чертежи вывели на предпросмотр и добавили содержание записки
Расчеты имеются и чертеж А1 первичного вала?