Полоцкий государственный университет
Кафедра технологии и оборудования машиностроительного производства.
Курсовая работа по дисциплине “Нормирование точности и технические измерения”
На тему: Нормирование аппарата для проточки шейки вала.
Новополоцк 2018.
Исходные данные:
Характер нагрузки С сильными толчками и вибрацией, перегрузка до 300%
Материал корпуса Чуг
Материал зубчатого колеса 40Х.
корпуса, +50 С
зубчатого колеса, +75 С
Посадка с натягом
Материал венца зубчатого колеса 40Х
Материал втулки (ступицы зубчатого колеса) СЧ-15
Диаметр соединения, мм 400
Длина соединения, мм 120
Вращающий момент, Н∙м 1100
Шероховатость сопрягаемых поверхностей, мкм 5 2,5
Подшипник и вал
Диаметр внутреннего кольца подшипника d, мм 30
Диаметр наружного кольца подшипника D, мм -
Ширина кольца подшипника b, мм -
Радиальная реакция опоры R, Н 4000
Зубчатое колесо
Модуль m, мм 3
Число зубьев z2 178
Передаточное число i 7,416
Окружная скорость , м/с 14
В данной работе рассматривается разработка чертежной документации для чертежей, обеспечивающей необходимую технологичность и высокое качество изделий. В качестве изделия выбран аппарат для проточки шейки вала.
Графическая часть содержит сборочный чертеж аппарата и основные узлы.
Содержание
Введение 4
1 Исходные данные 5
2. Рассчитаем посадку с натягом 6
2.1 Определим минимальный и максимальный функциональные натяги, мкм: 6
2.2 Определяем поправки к найденным Nminф и Nmaxф, мкм: 8
2.3 Определим Nmin ф и Nmax ф с учётом поправок, мкм: 9
2.4 Найдем функциональный допуск посадки, мкм: 9
2.5 Распределим допуск между эксплуатационным TNЭ и конструкционным TNК допусками таким образом, чтобы , а TNК соответствовала бы экономически приемлемой точности, т. е. IT6 и ниже, мкм: 9
2.6 Определим число единиц допуска а и соответствующий ему квалитет 9
2.7 Выбираем стандартную посадку по ГОСТ 25347-82 (СТ СЭВ 144-75), при этом соблюдая следующие условия: 10
3. Назначим посадки на гладкие цилиндрические соединения и обозначим их на чертеже, рассчитаем зазоры(натяги) 11
3.1 Выбираем посадку для соединений «крышка-корпус(втулка)»: 11
3.2 Выбираем посадку для соединений «вал-вентиль»: 12
3.3 Выбираем посадку для соединений «ползун-направляющая»: 12
3.4 Выбираем посадку для соединений «корпус-крышка(корпус)»:
3.5 Выбираем посадку для соединений «вал-зубчатое колесо»: 12
3.6 Выбираем посадку для соединений «втулка-корпус»: 12
3.7 Выбираем посадку для соединений «вал-муфта(втулка)»: 12
4. Рассчитаем и назначим посадки подшипников качения 15
4.1 Выбираем класс точности подшипников: 15
4.2 Выбираем посадки: 15
5. Рассчитаем поля допусков, установим основные параметры, предельные отклонения и допуски резьбовых соединений 17
5.1 Выбираем параметры резьбового соединения «винт(болт) – гайка(корпус)» 17
6. Назначим посадку шпоночного соединения 19
6.1 Выбираем посадку шпоночного соединения 20
7. Выберем степень точности и вид сопряжения зубчатой передачи 21
7.1 Рассчитаем гарантированный боковой зазор, мкм 21
7.2 Рассчитаем наибольший боковой зазор, мкм 22
8. Определим допуски и предельные отклонения размеров, входящих в размерную цепь 24
8.1 Рассчитаем размерную цепь методом на максимум-минимум 24
8.2 Рассчитаем размерную цепь вероятностным методом 27
9.Описание микрометрических приборов 29
Литература 38