Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
Брестский государственный технический университет
Кафедра технической эксплуатации автомобилей
Курсовой проект по дисциплине «Автотранспортные средства»
На тему: «Тягово-динамический расчёт автомобиля»
Брест 2015
Целью курсовой работы является систематизация и закрепление знаний, полученных при изучении теоретического курса дисциплины «Автотранспортные средства», а также при выполнении практических и лабораторных работ; освоение методики и получение практических навыков тягово-динамического расчета автомобиля с разработкой коробки передач, расчета на прочность одной из ступеней.
Построение тягово-динамических и топливно-экономических характеристик автомобиля позволяет оценить мощностные, экономические, динамические и эксплуатационные показатели автомобиля во время его работы с полной и частичными нагрузками.
В данном проекте произвели тягово-динамический расчёт автомобиля и рассчитали коробку передач. Тягово-динамический расчёт включает в себя расчёт максимальной мощности автомобиля, кинематической скорости автомобиля по передачам, времени и пути разгона автомобиля, построение внешней скоростной характеристики двигателя, тяговой характеристики автомобиля, динамической характеристики автомобиля, характеристики динамики разгона.
Расчет коробки передач включает: расчёты передаточных чисел, чисел зубьев и геометрических параметров зубчатых колёс, общих габаритов, вала на сопротивление усталости и статическую прочность.
Графическая часть содержит сборочный чертеж коробки передач автомобиля, чертеж промежуточного вала и шестерни.
Курсовой проект содержит 3 листа формата А2 графической части, 36 страниц пояснительной записки, содержащей 10 рисунков и 4 таблицы.
Содержание:
Введение……………………………………………………..…………………6
1.Подбор двигателя..….……….……………………………………………...7
1.1 Расчёт максимальной мощности двигателя………………………….7
1.2 Выбор прототипа двигателя…………………………………………...7
2.Расчет внешней скоростной характеристики.………………………….8
3.Расчет передаточных чисел трансмиссии……………….…..…………10
4.Расчет кинематических скорости….……………………………………12
5.Расчет тяговой характеристики………………………………………...13
6.Расчет динамической характеристики ..……………………………….15
7.Расчет динамики разгона ………………………………………………..16
8.Расчет времени и пути разгона……………………………………….....18
9.Расчет топливно-экономической характеристики……………………22
9.1 Расчет баланса и степени использования мощности……………...22
9.2 Расчет расхода топлива………………………………………………23
10.Описание устройства конструкции………………………………….....26
11.Расчет параметров коробки передач…………………………………..30
11.1 Определение межосевого расстояния ……….……………………...30
11.2Определение числа зубьев и геометрических параметров зубчатых колёс.30
11.3 Общие габариты коробки передач……………………………………35
12.Расчет промежуточного вала на прочность…………………………..37
12.1 Определение реакций опор вала и построение эпюр моментов........37
12.2 Расчёт вала на сопротивление усталости и статическую прочность.40
Приложение…………………………………………………………………..43
Заключение…………………………………………………………………..48
Литература…………………………………………………………………...49
Исходные данные:
Мощность: N=176кВт при n=2100 об/мин.
Крутящий момент: M=883 Нм
Максимальная скорость: 75 км/ч = 20,83 м/с.
Дорожные условия: асвальтобетонyая дорога, в хорошем состоянии.
Минимальный удельный расход топлива: ge=216 г/кВт ч
Коэффициент сопротивления качению: ;
КПД трансмиссии: ;
Коэффициент обтекаемости: ;
Коэффициент коррекции: ;
Прототип: КрАЗ-250;
Разрабатываемый узел трансмиссии: КПП
Сопрягаемые детали: шестерни постоянного зацепления
База: 4900 мм;
Колея передних колес: B=1970 мм
Высота автомобиля: H=3800 мм
Полная масса автомобиля: ma = 24000 кг
Нагрузка на переднюю ось: 6000 кг
Нагрузка на заднюю ось: 18000 кг
Высота центра масс: 1,28 м;
Размер шин: 300R/508 ;
Максимальный преодолеваемый подъем: imax=0,155